Дальнейшее развитие экономики США принесет Эстонии новые возможности или вызовы?
Напряженность вокруг перспектив экономики США во многом спала, однако, что же ожидает впереди: мягкая посадка или спад, волны которого дойдут и до Эстонии?
«Средний уровень тарифов после последних достигнутых соглашений вырос до рекордных значений, делая товары в США дороже и испытывая на прочность крупнейшую экономику мира», — отмечает руководитель розничного банкинга Citadele в странах Балтии Эдвард Ребане.
Хотя США достигли соглашений по тарифам со многими странами и с Европейским союзом, средний уровень импортных тарифов резко вырос – с 2,5% до 18%. Это крупнейший за десятилетия рост, который делает многие товары и комплектующие дороже, сдерживая производство и потребительский спрос в крупнейшей экономике мира объемом в 30 триллионов долларов.
До сих пор влияние тарифов на рост экономики США и инфляцию оказалось удивительно умеренным, но признаки охлаждения экономики уже очевидны. Частное потребление замедлилось в первой половине года, создание рабочих мест снизилось до минимального за последние десятилетия уровня (за исключением лет экономического кризиса), а уровень безработицы составляет чуть выше 4%.
Для Европы весной кратковременную передышку обеспечил срочный импорт со стороны американских компаний до вступления тарифов в силу – заказы выросли, производство пошло вверх. Но этот эффект сходит на нет, и Германия с Ирландией уже сообщили о спаде экономики во втором квартале. Новое торговое соглашение США и ЕС устанавливает для большинства экспортных товаров из ЕС 15% таможенную пошлину – меньшую, чем планировалось изначально, но все же в разы выше действовавших до президентства Трампа 1,2%.

Прямое взаимодействие Эстонии и других стран Балтии с рынком США невелико — в 2024 году Литва экспортировала в США продукцию на сумму, равную 2,8% своего ВВП, Эстония и Латвия — менее 2%. Однако косвенное влияние может быть значительным. Перестройка глобальных цепочек поставок может открыть для малых стран новые возможности, но высокая зависимость от экспортноориентированной промышленности означает и большую уязвимость.
Недавнее ослабление доллара оказалось для стран Балтии даже выгодным: нефть и многие другие сырьевые товары подешевели, помогая сдерживать инфляцию. Однако дальнейший курс доллара будет зависеть от того, как инвесторы оценят состояние экономики США и влияние тарифов. Когда экономические перспективы прояснятся, доллар может снова укрепиться.
Средняя семья потеряет из-за тарифов 2400 долларов
Означает ли политика Трампа, что США выигрывают, а другие проигрывают, и выполняет ли он тем самым свое обещание «сделать Америку снова великой»? Пока признаки указывают на то, что краткосрочное влияние отрицательно и для самих американцев. По оценкам Йельского университета, среднее американское домохозяйство потеряет из-за тарифов почти 2400 долларов в год. Ослабление потребления и давление на прибыль компаний могут замедлить экономический рост, даже если тарифы приносят в казну около 20 миллиардов долларов ежемесячно. Эти деньги в итоге вернутся в экономику, но из-за приоритетов недавно утвержденного бюджетного пакета они стимулируют внутренний спрос лишь в ограниченной степени.
Экономическая посадка США – будь она мягкой или жесткой — в любом случае дойдет волнами и до Эстонии. Наше прямое взаимодействие может быть невелико, но глобальные напряжения и тарифы очевидно влияют на международную торговлю и инвестиционные решения. Кто не адаптируется, тот останется в стороне – мировая торговля меняется быстрее, чем многие представляют. Малые экономики, способные быстро приспосабливаться и перенаправлять производство, могут даже извлечь из этого выгоду.
Экономические изменения в США неизбежно отразятся на Эстонии, хотя прямое влияние пока невелико. Тарифы и перестройка цепочек поставок создают как риски, так и возможности для малых экономик. Ослабление доллара временно снижает инфляционное давление, но дальнейшая динамика зависит от состояния американского рынка. Гибкость и адаптивность помогут Эстонии извлечь выгоду из глобальных изменений. Главное — не остаться в стороне, а активно искать новые пути развития в меняющейся торговой среде.
.